Вакуум-массаж. Под влиянием вакуум-массажа улучшаются периферическое кровообращение и трофика тканей, ускоряется ток крови, повышается (если снижен мышечный тонус, увеличиваются количество функционирующих капилляров и пневмотонометрический показатель на вдохе и выдохе. Принцип массажа основан на чередовании повышения и понижения давления воздуха. Применяются лабильный метод (скользящий), при котором вакуум составляет 10-20% от абсолютного, и стабильный - вакуум составляет 15—30% от абсолютного. В спортивной практике вакуум-массаж показан как средство восстановления, снятия утомления - через 1 -2 ч после тренировочных занятий и соревнований или за 2-3 ч до сна. Последовательность массажа: нижние конечности, спина, грудь и руки. Продолжительно - 15-25 мин. По окончании мышцы встряхивают, поглаживают руками в течение 1-2 мин, затем массируемые участки тела протираются спиртом. Организм способен самостоятельно восстанавливать израсходованные в ходе тренировки энергетические и функциональные ресурсы. Именно поэтому педагогические факторы, рационально организующие мышечную деятельность в соответствии с возможностями организма, являются в футболе основными. К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на природе, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Также они включают в себя:
Среди педагогических приемов, ускоряющих восстанов ление, на первое место следует поставить индивидуализацию тренировочного процесса. Слепое копирование методик вы дающихся тренеров не может быть оправдано ни педагоги чески, ни физиологически.
Физиологическую основу активного отдыха раскрыл И.М.Сеченов. Он установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не ринимавшие участия в основной работе.
Неделя активного отдыха, специально планируемые эта пы восстановления должны являться составной частью общей структуры тренировочных нагрузок футболистов. В этой свя зи все большее значение приобретает введение в тренировку восстановительных микроциклов, в процессе которых снижа ется интенсивность занятий, но сохраняется их объем. Восста новительные микроциклов целесообразно применять в пери од между первым и вторым кругом футбольных чемпионатов.
Важным условием рационального программирования тре нировочного процесса является разнообразие (вариативность) занятий. Это предусматривает чередование нагрузок, отдель ных микроциклов, различной избирательной направленности, неодинаковых по объему и интенсивности. Так, в частности, в практике после серии напряженных тренировок используются так называемые разгрузочные, а также восстановительные мик роциклы. Они предусматривают повышение и снижение объе ма и интенсивности применяемых средств, изменение харак тера упражнений. В разгрузочные дни рекомендуется проводить занятия своим видом спорта, но их интенсивность не должна превышать 13-15 процентов от максимальной.
Тренировочное занятие предусматривает подготовитель ную часть - разминку. Полноценная разминка является важ ным педагогическим средством, способствующим восстанов лению работоспособности. Условно она решает три задачи: функциональную, двигательную и эмоциональную. Функци ональная обеспечивает ускорение периода врабатывания фун кций дыхания, кровообращения, крови, усиливает тканевый обмен, обуславливает взаимосвязь, согласованность всех сис тем организма, вовлеченных в данную мышечную деятельность. Двигательная задача решается посредством организации ра боты мышц, их взаимодействия, усиления афферентной ин формации с работающих мышц. Эмоциональная задача обес печивает психологическую подготовку спортсмена, формирует положительный настрой, мобилизует на реализацию определенных движений, обуславливает внутригрупповое взаимодей ствие и межличностные отношения.
Система мероприятий, направленная на повышение рабо тоспособности, предусматривает планомерное чередование пе риодов работы и отдыха. От величины интервала отдыха зависит «последействие» предыдущей и воздействие последующей нагрузки. Неправильный выбор интервалов отдыха часто при водит к эффекту, противоположному ожидаемому. Важным моментом в определении продолжительности работы и отды ха является сужение критерия готовности спортсмена к выпол нению повторной нагрузки (В.М.Волков, А.В.Ромашов, 1968).
Одним из факторов, способствующих восстановлению, является правильный выбор места и времени занятий. Воздействие тренировок зависит от того, в какой обстановке они проводятся. Одно и то же занятие, проведенное на разной высоте над уровнем моря, в различных температурных, временных, климатических и гигиенических условиях, дает разный тренировочный эффект. Вместе с тем рациональная смена места и времени занятия может ускорить и внести разнообразие в подготовку. Для сохранения высокой работоспособности и быстрейшего восстановления организма футболиста нельзя ограничиваться только спортивным залом и футбольным полем. Необходимо использовать лес, парк, берег реки, озера, моря, естественные газоны, заснеженное поле и т.д. В тренировке целесообразно применять всевозможные приспособления и покрытия, которые обеспечивают увеличение объема работы и при этом уменьшают нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Оптимальные внешние условия: устройства для отдыха в интервалах между большими нагрузками, музыка, ионизация, окраска стен, пола, освещение, лесонасаждение вокруг футбольного поля (запасного) и т. п. снижают воздействие на психику и способствуют более быстрому восстановлению. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных средств восстановления в системе подготовки футболистов - важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки и достижения высокого уровня подготовленности. |