Физическая подготовка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и си­стем организма, развитие физических качеств и расширение функциональ­ных возможностей. Различается общая и специальная физическая подго­товка.

Общая физическая подготовка имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предпо­лагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствова­ния и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Словом, общая физическая подготовка - это важнейшая сторона процесса под­готовки юных футболистов, та его основа, без которой немыслимо качествен­ное овладение занимающимися всем арсеналом технических приемов и такти­ческих действий мини-футбола. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказы­вающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, преподаватели должны соблю­дать следующие методические требования:

-  подбор упражнений следует осуществлять с учетом охвата всех мы­шечных групп;

-  объем нагрузки в каждом занятии и в серии следует повышать посте­пенно с учетом возраста и подготовленности занимающихся;

-  умеренную нагрузку необходимо чередовать с более высокой, а в заня­тиях с юными футболистами 16-17-летнего возраста - с максимальной;

-  в занятиях с юными футболистами 10-15-летнего возраста не рекомен­дуется в течение длительного времени применять повышенные нагрузки, т.к. из-за большой возбудимости и быстрой утомляемости нервной системы занимающихся данного возраста такие нагрузки приводят к резкому сниже­нию работоспособности.

Специальная физическая подготовка основывается на базе общей, доста­точно высокой физической подготовленности занимающихся. Она предпола­гает развитие таких физических качеств, специфических для мини-футбола, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача специ­альной физической подготовки - улучшение деятельности всех систем орга­низма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двига­тельных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных тех­нических вариантов в атаке и обороне.

Занятия по специальной физической подготовке в секции мини-футбола рекомендуется проводить не ранее 11-12 лет. Начинать необходимо с исполь­зования специальных подготовительных упражнений, сходных по своей струк­туре с основными игровыми действиями, упражнений в технике и тактике, подвижных игр, а также самой игры в мини-футбол. Однако следует иметь в виду, что невысокий уровень физической подготовленности занимающихся сдерживает развитие их способностей при овладении технико-тактическим арсеналом этого вида спорта и его совершенствование.

Общая и специальная физическая подготовки находятся в тесной взаи­мосвязи между собой, дополняя друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от специфики мини-футбола, с другой - определяют реальные возможности действий игроков в соревнованиях. Преимуществен­ная направленность процесса подготовки занимающихся в секции мини-футбола должна определяться с учетом сенситивных (чувственных) перио­дов развития физических качеств (табл. 10), под которыми понимаются врож­денные морфологические качества, благодаря которым и возможна двигательная активность человека, в т.ч. и спортивная.

 

 

 

Таблица 10

Примерные сенситивные периоды изменения ростовых показателей и развития физических качеств с 8 до 17 лет

Ростовые показатели и физические качества

Возраст, лет

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

Рост

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

Вес

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

Быстрота

+

+

+

+

 

 

 

+

+

+

 

 

Сила максимальная

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

 

 

Скоростно-силовые качества

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

Выносливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(аэробные возможности)

+

+

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

Скоростная выносливость

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

Анаэробные возможности

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

Гибкость

+

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

Координационные возможности

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, вы­носливость, гибкость и ловкость. В процессе подготовки юных футболистов преподаватели наряду с преимущественной направленностью в развитии оп­ределенных физических качеств должны также уделять внимание и развитию тех качеств, которые в данном возрасте активно не развивают­ся. Следует также учитывать, что у девочек сенситивные периоды разви­тия физических качеств наступают обычно на один год раньше, чем у мальчиков.

 

Просмотров: 18876
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.