» » Особенности физического развития детей школьного возраста



 

В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юно­шеский (16-18 лет) школьный возраст.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хря­щевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8-9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь неболь­шое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие нерв­ной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Функционирование нервной системы отличается преобладанием про­цессов возбуждения. К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека. Минутный объем дыхания возрастает с 3,5 л/мин у 7-летних школьников до 4,4 л/мин у детей 11 лет. Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 см3 в 7-летнем возрасте до 2000 см3 в 10-летнем.

Естественной для детей младшего школьного возраста является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекоменду­ется больше привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.

В целом младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей - скоростных и координационных, а также способ­ностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выяв­ляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположен­ность к тем или иным видам спорта.

Занятия с детьми младшего школьного возраста, посещающими секцию мини-футбола, должны строиться с учетом показателей функциональных возможностей детского организма, которые являются ведущими критериями в оз­доровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, струк­туры двигательных действий, методов воздействия на организм.

В содержание таких занятий рекомендуется широко включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других доступных им физичес­ких упражнений. Естественно, доминирующим методом в таких занятиях дол­жен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной дея­тельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподава­теля. Одновременно следует учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных занятий с большими физическим и пси­хологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увели­чением размера тела. Так, годичный прирост длины тела достигает 4-7 см, глав­ным образом, за счет удлинения ног. Масса тела ежегодно увеличивается на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста у мальчиков приходится на 13-14 лет, а у девочек - на 11-12 лет. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб отличается большой подвижностью. В этом возрасте не рекомендуются чрезмерные мышечные нагрузки, которые приво­дят к ускорению процесса окостенения, что, в свою очередь, может замедлить рост трубчатых костей в длину.

На данный период приходится быстрое развитие мышечной системы. Так, с 13-летнего возраста отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мы­шечных волокон. При этом у мальчиков мышечная масса особенно интенсив­но возрастает в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет. На фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продол­жающегося в этот период развития центральной нервной системы у подрост­ков заметно ощущается незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому у подростков 12-15 лет адаптационные возможности системы кровообращения при мышечной деятельности значительно ниже, чем в юношеском возрасте. Полного морфологического и функционального совершенства сердце дости­гает лишь к 20 годам.

Процесс полового созревания у мальчиков наступает обычно на 1-2 года позднее, чем у девочек. В этот период у подростков отмечается наиболее высо­кий темп развития дыхательной системы. Так, объем легких увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания. Растет и показатель жизненной емкости легких: у мальчиков с 1970 см3 до 2600 см3, у девочек - с 1900 см3 до 2500 см3. В сравнении со взрослыми у подростков ре­жим дыхания менее эффективен. За один дыхательный цикл подросток по­требляет 14 мл кислорода, а взрослый - 20 мл. Они обладают меньшей способ­ностью задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода, у них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функ­циональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в разви­тии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности. А вот скоростные способности и выносли­вость в этот период развиваются умеренно. Низкие темпы развития присущи такому физическому качеству, как гибкость. Все эти факторы, естественно, сле­дует учитывать в работе со школьниками в секции мини-футбола.

Процесс обучения и тренировки юных футболистов среднего школьного возраста все более индивидуализируется, а средства, используемые в заняти­ях, все больше по форме и содержанию приближаются к игровой деятельности. Наряду с повышением уровня общей и специальной физической подготовки ставятся задачи овладения занимающимися сложными техническими приема­ми, основными групповыми и командными тактическими действиями, опре­деления игрового амплуа.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса рос­та и развития организма. Этот процесс протекает в отдельных органах и систе­мах относительно спокойно и равномерно. Завершается половое созревание юношей и девушек, четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма, замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Юноши заметно опережают девушек в этих показателях. В среднем юноши выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5—8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

В этот период почти завершается процесс окостенения большей части ске­лета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей, их скелет уже способен выдерживать значительные нагрузки.

Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухо­жилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро. В связи с увеличе­нием мышечной массы появляются благоприятные возможности для дальней­шего развития таких физических качеств, как сила и выносливость. В данном возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц туловища.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший при­рост мышечной массы. Заметно отстает в своем развитии и плечевой пояс. А вот тазовый пояс и тазовое дно у девушек развиваются интенсивно. Грудная клетка, так же, как сердце и легкие, менее развита, поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания гораздо ниже, чем у юно­шей. Так, сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, чем у девушек, что обуславлива­ет большой выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девуш­ки дышат чаще и не так глубоко, как юноши. Жизненная емкость легких у них меньше.

Старший школьный возраст характеризуется завершением познавательной сферы. Наибольшие изменения заметны в мыслительной деятельности. У юно­шей и девушек повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения (силовые, времен­ные, пространственные), осуществлять сложные двигательные действия в це­лом.

В этом возрасте школьники уже способны к проявлению достаточно высо­кой волевой активности. Например, у них ярко проявляется настойчивость в достижение смелости, что, естественно, может отрицательно влиять на их спортивную подготовку.

В целом данный возраст совпадает с благоприятным периодом для заметно­го роста спортивного мастерства школьников. В работе с юными футболиста­ми в секции мини-футбола на данном этапе рекомендуется использовать ши­рокий комплекс эффективных форм занятий, в процессе которых объем и ин­тенсивность физических нагрузок может достигать достаточно высокого уровня. При этом наряду с дальнейшим повышением уровня общей и специ­альной физической подготовки предусматриваются повышение уровня тех­нико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей зани­мающихся, повышение объема индивидуальной подготовки и совершенство­вание соревновательного опыта.

 

Просмотров: 11172
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.