Мы очень подробно рассмотрели этапы подготовки футболиста, а также все виды подготовки, включая психологическую. Но проблема не будет решена, если мы не остановимся на педагогическом мастерстве, профессиональном отношении самого тренера к становлению игрока. Без такого анализа тренерской работы любые разговоры бесполезны. Будем откровенны: не все начинающие тренеры могут достичь профессионального мастерства, достаточного для работы в командах мастеров, впрочем, вполне естественно, что большинство тренеров не ставят себе задачи работать на этом уровне.
Профессионализма можно добиться, работая на разных уровнях подготовки. Главное - найти те основные составляющие, которые помогут раскрыться нашему воспитаннику. Для этого педагогу нужен опыт и постоянный анализ, чтобы раскрыть все сложности и преимущества занятий спортом. Он должен быть неравнодушен к тому, как его воспитанник прогрессирует, и главное, необходимо, чтобы процесс подготовки, формирование технической основы, совершенствование техники были интересны самому тренеру. У каждого своя мотивация занятий, у каждого свой темп развития, чем и определяется сложность командных взаимоотношений. В спортивных играх победы, как правило, повышают мотивацию, тогда как поражения приводят к ее снижению. Но проигранные игры тоже необходимость, на ошибках мы учимся больше, чем на удачах и везениях. Повторение неудач - это уже анализ, оценка и соответствующие выводы.
Существует несколько мотивов, согласно которым наши воспитанники хотят вырасти и играть в команде мастеров. Мотивация, успешно работающая в одном регионе или стране, может не работать у нас. Мотивация очень важна, и у каждого воспитанника она будет разной. Мотивация, помогающая увлекаться своей деятельностью, присутствует постоянно и должна поддерживаться педагогом и родителями. Принятие решений в пользу футбола является результатом борьбы мотивов у нашего воспитанника. Заинтересовав воспитанника и раскрыв ему перспективы, тренер снимает колебания и усиливает мотив занятий, а направление одно - не заставлять воспитанников выполнять задание, а использовать их желание и способности учиться. Имея желание и осознанную мотивацию своих действий, воспитанник должен добиваться желаемого. Многочисленные примеры показывают, что, даже имея ограниченные способности, можно добиться великолепных результатов.
Почему мы акцентируем внимание на этом качестве? Мотивация со временем становится основным движущим механизмом нашего воспитанника, который желает играть в команде мастеров, а также будет его сопровождать при постоянном совершенствовании. Она будет иметь различные формы и цели, но непременно должна все время присутствовать.
Если вывести основную формулу успеха или программу подготовки игрока, то она будет выглядеть примерно так:
ТРУД х (СПОСОБНОСТЬ + СКОРОСТЬ + ВРЕМЯ) = УСПЕХ
Попытаемся объяснить данное уравнение. В левой части - необходимые составляющие, которые сложно чем-то заменить, в правой - поставленные цели. Единственное слагаемое, на котором хотелось бы остановиться, -э то ВРЕМЯ. Для того чтобы заиграть нашему воспитаннику, нужно многому научиться. Психолог Л.С.Выгодский еще в 1934 году выдвинул идею о тренировке, опережающей созревание на один шаг. И поэтому подход к обучению должен быть соответствующим. Тренирующее воздействие должно опережать созревание, то есть мы ставим и решаем технико-тактические задачи до необходимого применения этих элементов в игре. Именно раннее начало и раннее развитие футбольных способностей являются залогом будущих успехов. Здесь, конечно, необходима помощь родителей и активность самого педагога. Количество занимающихся в футбольной школе - это категория, которая имеет определённый смысл только по отношению к детскому футболу. Как мы уже ранее отмечали, на начальном этапе подготовки задача футбольных школ - это массовость, праздники, турниры, различные спортивные мероприятия. Но последующая задача руководителей клуба - сфокусировать всю проблему и перестроить работу так, чтобы отдача тренеров была бы не количественная, а качественная. Такой подход должен стать частью общего понимания эффективности работы специализированных футбольных школ.
Личность воспитанника можно проанализировать, исходя из многих составляющих. Нас больше интересуют базовые свойства личности, которые смогут объяснить футбольную пригодность. Естественно, что мы не можем рассмотреть все характеристики (их более 4 тысяч), но выделить главные, определяющие характер, развитие, мотивацию, мы можем. Существует много различных субъективных обстоятельств, при том что каждый ребенок или юноша - это неповторимая индивидуальность. Практически бесполезно изменить темперамент нашего будущего футболиста, но рассмотреть составляющие, которые формируют необходимый психологический эталон, наверное, можно. В некоторых видах спорта такие исследования проведены и выработаны предложения.
Сведения о свойствах личности, установках родителей, интересах, дружеских отношениях и т.д. анализируются и используются в практической работе тренера. Один воспитанник заиграл, а второй не смог - в этом тоже необходимо разобраться наставнику. В группах совершенствования все воспитанники находятся в активном творческом состоянии, когда необходимо становиться самим собой и находить свою игру. Любой игрок всегда хочет и должен показать свою значимость и свои способности в команде. Почему один мотивирован больше, а другой не на столько, хотя возможности были у обоих одинаковы? В любом случае нам необходимо искать наличие свойств или составляющих характера, определяющих потенциал будущего игрока команды мастеров. Важнейшие из них - это, видимо, уровень его мастерства и самоотдача в игре. Задача всего нашего многолетнего процесса обучения -помочь нашему способному воспитаннику заиграть на его потенциальном уровне.
Талант, наверное, тоже можно измерить. Это количество удачных, нестандартных ходов, решений, действий по сравнению с партнерами по игре. Талант - это, конечно, творчество, умение генерировать новые игровые идеи. Если такими качествами наделен наш воспитанник, значит их необходимо использовать и развить, иначе его талант пропадет.
Возможности обучения и прогресса игрока не бесконечны. Дальше на первый план выступают непрогнозируемые генетические ограничения, недостаток активности, слабость характера и другие характеристики и показатели. Здесь надо оговориться, что, видимо, мало кто владеет этим секретом, и задача представляется лишь в том, чтобы скорректировать генетические и родительские программы в периоды обучения. Учитывая все это, необходимо не опоздать с началом тренировок способностей. Есть только одна оценка достигнутого - это сравнение вашей игры с вашими потенциальными способностями.
Если коснуться научной стороны проблемы отбора воспитанников, то многие обширные статистические данные сами по себе не имеют практической пользы. Ориентироваться только на них и делать какие-то выводы о перспективности ребенка ни в коем случае нельзя, это, по крайней мере, будет непрофессионально и непедагогично. Понятно, конечно, что только отбор может приносить прогресс и развитие в футболе, но для менее одаренных детей имеются оздоровительные группы, где ребенок может и должен играть для себя и родителей. И нет ничего страшного, что многие не выдержали или не смогли пройти испытание временем.
Еще раз отметим нашу рассматриваемую стратегию, которая видится совершенно четко, - это юношеский футбол, не детский, а именно юношеский. Это уже другие задачи и другая форма работы: специализированные школы, в которых разговор идет о серьезном целенаправленном качестве работы тренеров.
В отношении нашего воспитанника в принципе все верно, но в отношении воспитателя вводных составляющих гораздо больше. Если рассматривать поэтапно специализацию и профессионализм юношеского футбольного тренера, то требования можно предъявить примерно следующие: на начальном этапе тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы нашему воспитаннику было бы комфортно заниматься своей любимой игрой и получать начальное физическое развитие. На данном уровне квалификацию педагога можно оценить по отношению детей к самому воспитателю. Если занятия в удовольствие, то педагогическая работа будет эффективна - как в спортивном, так и в социальном плане. Детский футбольный тренер -это больше, видимо, призвание. В то же время работа в командах мастеров и группах совершенствования - это вопрос познания, при решении которого необходимо знать и понимать методику подготовки.
На первом этапе у молодого тренера начинается поиск своей методики. В практическом плане - это накопление воспитанником двигательных способностей и возможностей для решения будущих технико-тактических задач, в теоретическом - это накопление тренером собственного банка необходимых практических упражнений. Это позволит привести весь необходимый учебный материал в систематизированный порядок. Без такой классификации молодой тренер может просто не разобраться и не сумеет составить для себя более-менее понятную практическую схему многолетней подготовки.
В своей деятельности начинающий тренер основывается на собственном опыте и на опыте своих тренеров. Он еще не в состоянии разобраться и найти обоснование выбранному методу работы. В каждом виде подготовки есть ключевые моменты, в которых необходимо найти главные составляющие. Помочь разобраться, что здесь главное и что второстепенное, нельзя, здесь необходим собственный поиск и опыт работы. Он должен видеть все закономерности обучения, методы стабилизации навыков и всю последовательность готовности организма для последующего совершенствования. Овладеть навыками обучения - в этом и заключается педагогическое мастерство и эффективность работы тренера. Если он найдет логическую схему, объединяющую всю последовательность необходимых упражнений и режимов работ, тогда это будет постоянное совершенствование.
Любая карьера тренера начинается с низшей ступени, и основание ее - это образование и самообразование. На нее будет влиять личное восприятие и понимание футбола, складывающееся из личного опыта, результатов наблюдений за действиями других игроков и опыта коллег. Понимание - это необходимый инструмент тренера, который со всей ответственностью подходит к своей работе.
Дальнейший путь тренера - это поиск, творчество, книги и желание совершенствоваться. Развитие происходит только во время преодоления трудностей, а бездействие педагога - большой риск и стояние на месте, что отдаляет его от цели. Идеального тренера нет и, видимо, быть не может. У каждого свои достоинства и недостатки. Здесь главное - найти пути и способы самореализации. Самая профессиональная работа та, которая строится не на эмоциях и вдохновении, а на знании достижений науки. Прогресс должен происходить в направлении не только профессиональной деятельности, но и знания психологии и умения общения - это все равноценные стороны подготовки.
На втором этапе необходимо знать и понимать теорию и методику тренировки, где футбол рассматривается не как забава, а как определенные достижения в освоении мастерства. Очень важный этап индивидуального развития, где у начинающего игрока складывается общее представление об игре, а также индивидуальные и отличительные особенности выполнения тактических задач. Для тренера - это поиск и наработка индивидуальных подходов, специализированных упражнений для совершенствования игрока. Весь вопрос в том, как и насколько можно изменить необходимые игровые качества. Основная причина, по которой многие воспитанники не прогрессируют и не достигают своей планки, - это неполное использование всех их проявленных и непроявленных возможностей и способностей.
Чем и как можно компенсировать то, чего не имеет наш воспитанник? Может, его надо сориентировать на мини-футбол, где он себя выразит полнее. Путь становления молодого игрока - это вначале процесс накопления умений, последующая задача - это развитие собственных индивидуальных способностей и талантов. Для тренера это необходимая сумма знаний и упражнений по всем видам специальной подготовки. Начальные этапы подготовки - это навыки моторики, сознательные движения, намерения к осознанным двигательным действиям. Установка на постоянное совершенствование, преодоление себя - это сегодняшнее требование к игроку на раннем этапе, и оно обязательно. Если коротко обозначить идею этапа обучения, то она будет заключаться в приобретении и умении пользоваться всеми навыками в игре. Рассматривая весь период подготовки, заметим не только определенную последовательность и системность ежегодного совершенствования, но и необходимое качественное поэтапное отличие процесса обучения.
На третьем этапе останавливаются в росте половина действующих игроков и тренеров. Причина здесь, видимо, в нашей психологии, в нежелании совершенствоваться. Здесь многое зависит от руководителей футбола, от уровня профессиональных тренерских курсов и семинаров. Вполне очевидно, что каждый руководитель специализированных школ должен хорошо разбираться в главных специфических вопросах подготовки.
В группах совершенствования игра команды - это уже личное мастерство тренера, оно зависит, в первую очередь, от умения тренера владеть методикой подготовки. Почему одному тренеру удается результативная игра и результат, а другому нет? Потому что они по-разному владеют методикой, которая основывается на большом объеме практического материала и теоретической информации, которая к тому же сложна.
В группах совершенствования задачи общего характера и соответствующие упражнения являются бессмысленными, забирающими как энергию, так и время. Здесь тренеру необходимо совершенно точно знать, что и как делать и сколько раз, соблюдая при этом направленность, объем и интенсивность. Нагрузка должна соответствовать общему физическому состоянию нашего воспитанника, и вся работа над двигательными качествами должна идти с учетом этого. К этому этапу молодой футболист уже, как правило, делает свой профессиональный выбор. Для одного футболиста главная цель - это рациональная игра и соответствующие ей требования в тренировках, для другого - увеличение и разнообразие специализированных упражнений. Умение управлять практическим обучением, т.е. умение довести все тактические ситуации до их логического решения, - это профессионализм и готовность самого тренера.
Разобраться в логике предстоящей игры, четко изложить свои планы, из отдельных игровых фрагментов сложить картину в целом и довести до всех исполнителей - это искусство тренера. Если рассматривать индивидуальную подготовку, то очень важна отдельная работа с игроком в понимании игровых ситуаций для подбора соответствующих упражнений. Игрок должен выиграть ситуацию, единоборство, позицию и т.д. Но основные слагаемые этапа совершенствования - это, как минимум, отношение и агрессивность. Отношение - это психологическая установка и соответствующая мотивация самого игрока. Агрессивность футболиста - это желание опередить конкурентов в единоборствах, в надежности, стабильности, игровых сопротивлениях и т.д.
Взаимоотношения внутри команды (как и в любом коллективе) постоянно меняются. К 18 годам тренировочный процесс в футболе становиться все более жестким, и для тренера главное - не сделать педагогических ошибок. Не дать родиться злобной агрессии, не дать состояться конфликту, а это лучший способ самоутверждения ученика. Тренеру необходимо постоянно принимать этические решения, подсказывать и учить правильному поведению в конфликтных ситуациях и, если конфликты случаются, то как завоевать доверие в сложных ситуациях соревнований? Соперничество и сотрудничество являются не противоположностями, а дополнениями необходимых в спорте качеств и базируются на взаимности и взаимозависимости. Объединить игроков в психологической готовности всей команды и добиться победы вопреки всем объективным трудностям - это во многом зависит от педагогического профессионализма тренера.
Рассматривая личностные качества тренера, можно заметить, что не все зависит от знаний своей профессии. Не все бывшие футболисты расположены к данному виду педагогической деятельности. Быть хорошим квалифицированным тренером трудно, поскольку необходима большая самоотдача и постоянное самообразование. Помимо профессиональной специализации, навыков общения, существуют много других требований, непосредственно влияющих на результат. Формулу квалифицированного тренера мы, видимо, вывести не сможем, но основные характеристики все же вырисовываются: 50% - это характер, 30% - это самообразование и 20% - владение методикой подготовки.
Перспективный футбольный тренер - это, в первую очередь, критическое отношение к себе, анализ работы с хорошей долей самокритики. Накопить опыт собственных ошибок - это и есть в какой-то мере поиск методики работы. Он очень индивидуален, не предается огласке и используется единолично. Не надо стремиться к победе в любой игре и любой ценой, поскольку это должно быть результатом всей вашей правильной работы. Все, что дало эффект в одной команде, в последующих случаях может не сработать. Талант и опыт тренера как раз и проявляется в том, чтобы отбросить все то лишнее, что не позволяет твоей команде играть лучше. Это вполне закономерно: команда меняется, становится сильнее, но и ты как тренер должен меняться, должен становиться умнее и совершеннее. В этом плане часто необходимо менять себя, а не воспитанника. Если есть критический подход, значит, это путь к истине и профессионализму.
Способность воспринимать игру без логического анализа, на уровне интуиции, видеть разные варианты развития событий - это тренерская редкость, которой необходимо учиться. Есть моменты футбола, которые невозможно контролировать или даже понять, используя логику мышления. Такие тренеры способны интуитивно переходить от анализа к синтезу и наоборот. У них достаточно воображения, чтобы представить конечный результат происходящего или видеть всю игру в целом. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
В команде мастеров вся ответственность лежит на главном тренере, который, несомненно, должен быть лидером, не в плане жесткости и требовательности, а в смысле практических знаний и идей. Необходимо постоянно активизировать и рационализировать весь тренировочный процесс, где он главный психолог и главный методист. Главный тренер формирует психологический климат в команде, где от его профессионализма зависит конечный результат, а от личностных отношений зависит, как он достигается. Коллективный выбор тактики, обсуждение с игроками игровой стратегии, выбор состава команды, капитана и т.д. - это все игры в демократию, которые отнимают только время. Это тот случай, когда тренеры без профессиональных знаний и опыта решают не проблемы игры команды, а свои. Умение выстраивать взаимоотношения игроков в команде - это опыт и интеллект, а не набор хитростей и уловок, которые срабатывают один раз. К сожалению, здесь мы говорим о тех, кто занимается не своим делом.
Профессиональный рост является непрерывным процессом, захватывающим весь период многолетней деятельности. Некоторые психологи считают, что любой специалист, желающий добиться какой-либо цели, одновременно пишет свою книгу, в которую записывает, что он делает и что необходимо сделать. И чем больше страниц он испишет, каким банком упражнений он будет владеть, тем большим опытом будет обладать. Идеального тренера нет, и, видимо, быть не может. У каждого свои достоинства и недостатки. Главное в этом процессе - планирование, учет и анализ своих наработок. Необходимо анализировать чужой опыт, таким образом накапливая свой. Это уже не только знание методики, но и понимание, как психологически приблизить все тренировочные занятия к соревновательным играм.