» » Психология тактической подготовки

КатегорияТактика футбола Дата1-04-2010, 09:17


Любая игра футбольных команд одного уровня не проходит по ранее расписанному сценарию. Многое зависит от противника, от игры своих воспитанников и, конечно, от случайностей. Есть периоды, когда игра мобильна, с хорошим движением, и есть периоды, когда игра хаотична и неустойчива. Команда, которая имеет свою игру, понимает и адекватно реагирует на все действия противника, живет на другом психологическом уровне. Пребывание и работа в такой команде приносят только удовлетворение. Здесь каждый игрок дополняет другого и реализует себя полнее. Учитывая всю важность и зависимость составляющих подготовки, хотелось бы с помощью психологии объяснить логически все несоответствия, которые преследуют тренерский труд. И, видимо, через психологию мы должны искать пути усиления игры воспитанников, лучшего понимания и совершенствования. Сложно поставить или усилить игру команды, если нами не будут созданы соответствующие условия и не будет подготовлена необходимая психологическая база.


Психологический климат футболистов полностью зависит от тренера, и если он имеет опыт и знания, то вся работа будет базироваться на максимализации возможностей игроков. Если тренер будет рассматривать игрока не как физическую систему со всеми физическими параметрами, а как личность, принимая в расчет его взгляды, анализ игры, желание совершенствоваться, тогда отношения поднимаются до взаимного интереса, понимания и сотрудничества. Сразу заметим, что команда, в которой не удовлетворяются потребности игроков, тоже лишена здравого смысла, и заметного прогресса ждать не приходится. Если интересы игроков первостепенны, то и эффективность и самоотдача в игре максимальна. Хотелось сразу уточнить, что мы имеем в виду. Обеспечение команды, цели, перспективы, мотивация совершенствования, но не в коем случае не спортивные стипендии и финансовые стимулы. Как это ни парадоксально звучит, они как раз могут повышать или снижать уровень мотивации в зависимости от того, какой аспект - информационный или контролирующий - они несут. В любом случае команда придет к успеху, если отношения и психологический климат среди игроков деловой и уважительный.


К постановке командной игры тренеры идут от своих наборов готовых программ, по крупицам ставят вначале групповые решения, потом решают командные задачи. Принципы или законы создания команды также объективны, как и законы футбольных правил. Вначале все это делается в группах, потом все наработанное обобщается и создается целостное представление командной игры. Одним словом, это кропотливая и серьезная работа, где необходимо знать и понимать последовательность идеи обучения. Такая последовательность обучения - это не что иное, как управление командной игрой.
Теоретические занятия позволяют систематизировать всю начальную информацию и сознательно моделировать будущие игровые ситуации в футболе. Практическое исполнение, подбор упражнений - это уже режиссерская работа тренера.
Как мы раньше отмечали, футбольный интеллект - это способность футболиста анализировать и перерабатывать информацию. Но проблема в том, что не всегда «голова» и «ноги» работают вместе с нашим сознанием. Все меняется, когда тренер игровую ситуацию и необходимые упражнения раскладывает вначале на макете, то есть он призывает на помощь голову и наше понимание, а потом все увиденное переносится в тренировочный процесс на поле. Но вот почему все наработанное на тренировках так сложно и редко проявляется в игре? Это уже, видимо, вопрос психологии. При этом необходимо постоянно учитывать различный состав участников, национальные особенности, язык и т.п.


За последние десять лет в развитии футбола физические нагрузки и интенсивность практически достигли предела и прогресс футбола идет за счет психологической готовности и мобилизации игры команд. Но в любом случае в футбольной команде никогда не будет штатных психологов, которые помогут вам в сложных организационных ситуациях. Если рассматривать стратегию подготовки, то в идеале тренер должен хорошо разбираться в психологии групповых процессов. Известно, что взаимовыручка, помощь, общность у нас заложены в генах, надо только все расшевелить и объединить в одно целое. Можно ориентироваться вначале на взаимоотношения и добиться результата в будущем, а можно все поставить на сегодняшний результат и добиться своего любыми средствами. Но в любом случае нам самим надо искать пути и помогать воспитанникам совершенствоваться.
Большинство игроков по-разному воспринимают групповые и командные задачи одной тренировки, не говоря уже о недельных циклах подготовки. Понимание общих задач должно базироваться на будущей модели игры, которую игроки команды понимают достаточно одинаково. Здесь уже задача тренера довести взаимопонимание всех игроков до необходимого уровня. Формирование общего взгляда ведения игры происходит вначале больше интуитивно, но в тоже время контролируемо и целенаправленно.
Тренеров групп совершенствования и тренеров дублирующих составов нередко ставит в тупик ситуация, при которой тактические задачи, решаемые на тренировке, не воспринимаются и не выполняются в игре. В одном случае понятно: если лично каждый не готов (физически или психологически) к выполнению своих индивидуальных задач, то ничего коллективного не получится. И наивно полагать, что все то, что мы просим сделать в игре, будет выполнено. Но рассмотрим другой случай, когда готовность команды на хорошем уровне, но эту установку не все воспринимают или не слышат, а другие понимают и делают все наоборот, что мешает выполнению тренерских установок и той игры, которая так удачно была разложена на макете. Опытные тренеры наверняка замечали, что некоторые игроки даже не могут вспомнить установку на игру и задачи, которые ему ставились, и были конкретно обозначены. Нам необходимо понять различие механизма восприятия информации игроками и как можно быстрее довести ее до них. Здесь, видимо, и кроется вся суть индивидуальной подготовки и индивидуального подхода к игрокам. Как это ни странно, игрок может одобрять идею, соглашаться с ней, но сделает все по-своему. Выход один - не навязывать идею, а методом подбора упражнений осуществить задачи на тренировках, чтобы они были бы приняты игроками подсознательно.
Игра в футбол - это стрессовая или экстремальная ситуация, где формируются стереотипы ведения игры. Успех в игре зависит от способности спортсменов в экстремальных условиях решать сложные игровые ситуации, проявлять активность и достаточную работоспособность. Задача тренера - обеспечить функциональную готовность и нормальное психологическое состояние для решения конкретных игровых задач. И заметим: если психологический климат в команде на низком уровне, то виноват тренер и хорошие результаты его не ожидают.


Тренер не может изменить темперамент футболиста, но направить имеющуюся у футболиста энергию на помощь команде возможно и необходимо. Влиять на игру - это значит влиять на игроков, на их эмоции и настроения. Собеседования, где игроку объяснили общую концепцию игры и как его игра должна вписываться в игру всей команды, необходимы, а эффективность уже зависит от понимания им обязанностей и качественного исполнения. Если игрок не полностью представляет идею игры, не видит себя в ней и логически не представляет игровые взаимодействя, то игра будет нестабильной. В тренировках сложно создать игровую обстановку уровня официальных соревнований, но в тренировочных и товарищеских играх необходимо добиваться соответствующего уровня. Убедить и воздействовать можно на любого футболиста, различие только в мере: одни воспринимают и поддаются этому сознательно, у других восприятие происходит постепенно, сначала на подсознательном уровне. Психология игрока и тренера отличаются в принципе. Главный момент в психологии игрока: ты захочешь, и у тебя все получится, все зависит только от тебя. Тренеру необходимо убедить игрока в этом, тогда он реализует свои планы и надежды.


Если до 16 лет нашей задачей было развитие способностей и стабилизация навыков, то далее мы уже имеем право говорить об уровне мастерства, то есть об умении играть и исполнять свои непосредственные обязанности. Здесь я имею в виду не только качественное выполнение тренировочных упражнений, а умение наших воспитанников решать игровые ситуации.
Будем откровенны: школу должен дать первый тренер, но футбольную науку он должен познать в группах совершенствования. Мы имеем в виду, что есть тренер по обучению и есть тренер по доводке, где необходим теоретический и практический опыт. Это самый главный период подготовки в плане игрового понимания футбола. Вместе с тем и самый ответственный и интересный момент с позиции морального и эмоционального удовлетворения в работе тренера. В этот период наш воспитанник проявляет полностью свою творческую индивидуальность. Есть только один путь становления футболиста -это развитие своих способностей и дальнейшее укрепление навыков.


На одном простом примере рассмотрим методику совершенствования игрового приема. Игрок делает серию ускорений с мячом с последующим «навесом» на ворота. В случае некачественного исполнения игрок после серии выполняет несколько передач из статического положения. Самостоятельный анализ и сосредоточенность быстрее помогут усвоить и закрепить выполнение задания. Серии упражнений необходимы для управления своим сознанием, психикой и физическим процессом одновременно. Ведь по сути воспитанник и в игре многократно воспроизводит все то, что он делает и повторяет на тренировках. Таким образом, футболист приобретает необходимые психологические установки, что позволит ему согласовать мысли со своим движением и физической нагрузкой. Сбалансировать и оптимизировать свою игру - это значить выравнить распределение объема необходимой работы и свободы в выполнении необходимых задач.


В подготовительном периоде нам надо было достичь необходимого уровня общей выносливости, но в последующем большая часть подготовки строится с учетом требований индивидуальной и групповой специальной выносливости. Так, в повторяемых сериях мы должны согласовать технико-тактические решения задач и время физического восстановления. Паузы отдыха между упражнениями или сериями - это анализ выполнения. Как сделать эти паузы осмысленными и полезными - является задачей тренера.
Выполненная работа должна быть легко контролируема и корректируема, в этом и заключается смысл процесса совершенствования. Можно выполнить необходимую серию, преодолевая трудности, но можно и сознательно преодолеть усталость и получить удовлетворение от выполненной задачи. В этом случае сознание настраивается на поставленные задачи, а соответствующая нагрузка воспринимается игроком как необходимость. Нельзя повседневную работу делать с постоянным напряжением, она должна приносить игроку удовлетворение. Реальное представление задач тренировки способствует совершенствованию, а у воспитанника появляется внутренняя готовность к исполнению.


Отметим ключевые моменты самосовершенствования:
1. Игрок должен хотеть улучшить или разнообразить свою игру.
2. Он должен знать как, какими средствами можно улучшить или разнообразить свои действия.
3. Игрок должен использовать все наработанное в тренировках и тренировочных играх. Он должен поверить, что его усилия оправдывают ваши ожидания.


Как мы уже отмечали в разделе «Психология тренировочного процесса», сам футбол должен быть нашим учителем. Поэтому в следующей статье на нескольких примерах мы хотя бы вкратце рассмотрим, как происходит практическое обучение и реализация тактических навыков в тренировках.
Игроку необходимо не только услышать и представить тактическую задачу, но также проанализировать и воспринять ее к действию. Это достигается в несколько этапов: восприятие - анализ - реакция. Понимание составляющих и влияющих на решение тактических задач поможет тренеру быстрее доводить свои идеи до воспитанников, а также правильно выстроить стратегию подготовки. Такие методические наработки предъявляют к тренерам дополнительные требования. Здесь необходим опыт и соответствующее знание предмета тренировки. Одно дело, когда тактическое задание рассматривается в методическом классе, и совершенно другое - отношение к заданию непосредственно на футбольном поле. В данном случае задача у тренера, как у режиссера, - «поставить» игру.


Опыт и условия должны быть соответствующие, но некоторые общие рекомендации можно предложить.


1. Диалог с игроками бесполезен, он может увести вас от главной задачи.
2. Не ждите, что все игроки вас поймут, но они хотя бы задумаются.
3. Уходите от неопределенного, неконкретного разговора на общие темы. У игрока, сделавшего ошибку, аргументов всегда в достатке. Ему сложно оставаться объективным, когда речь идет о нем, о его игре и его ошибках.


В плане организации тренировки по тактике отметим, что вступительную часть лучше проводить второму тренеру или тренеру по физической подготовке. Это делается для того, чтобы задачи основной части тренировки были более акцентированы. При тактической подготовке нам необходимо добиться полной сосредоточенности при выполнении. Заметим также, что не следует преувеличивать роль специалиста по физической подготовке, потому что его видение готовности носит односторонний характер.
Все игроки в той или иной мере готовы к самосовершенствованию. Собственному анализу способствует повторяемость информации, что позволяет максимально влиять на обучение. В любом случае, это такие же моделированные занятия, которые должны повторяться, усложняться и совершенствоваться. Моделирование - это повторение всего освоенного на более высоком уровне, а в группах совершенствования они должны быть рассчитаны на количественном уровне. Только при таком повторном исполнении появляется чувство определенности и ясности преследуемых целей. Мы постоянно делаем акцент на планируемый подход к тренировочному процессу, недельный цикл - это наиболее контролируемый и управляемый период, который подаётся корректировке и изменению необходимых задач тренировки.

 

Просмотров: 5394
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.