» » УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ



УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)

 

 

Дорошенко Э.Ю., Шалфеев П.А., Воробец В.А., Жук В.С., Роздобудько Н.Н.

Запорожский национальный университет

Футбольный клуб «Металлург» (Запорожье)

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных вратарей в футболе в процессе многолетней спортивной подготовки квалифицированного резерва профессиональных футбольных команд.

Ключевые слова: футбол, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, многолетняя подготовка, резерв, профессиональная футбольная команда.


 

Введение.

Современный футбол привлекает внимание миллионов болельщиков, как на стадионах, так и у экранов телевизоров. Это связано со многими факторами, к которым, прежде всего, относятся популярность игры, уровень развития инфраструктуры (детско-юношеские спортивные школы, стадионы, учебно-тренировочные базы и т.д.) и высокий уровень конкуренции, обусловленный выравниваем класса большинства профессиональных футбольных команд. В этих условиях особое значение приобретает процесс многолетней спортивной тренировки и качественной соревновательной деятельности юных футболистов с точки зрения оптимизации подготовки квалифицированного резерва для профессиональных футбольных команд. В этом направлении одно из центральных мест занимает изучение, анализ и обобщение характеристик учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных вратарей в футболе с точки зрения оптимизации процесса подготовки качественного резерва профессиональных футбольных команд. Несомненная важность данной проблемы обусловлена практикой современного футбола – возросший уровень конкуренции профессиональных футбольных команд диктует необходимость изучения, анализа и обобщения процесса многолетней подготовки юных вратарей в футболе и разработки практических рекомендаций для тренеров, тренеров-преподавателей ДЮСШ и тренеров-селекционеров.     


Исследование выполнено в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры спортивных игр факультета физического воспитания Запорожского национального университета по теме: «Оптимизация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх». Тематика исследования соответствует направлению исследований министерства семьи, молодежи и спорта Украины на 2006-2010 годы – «Методологические и организационно-методические основы рациональной подготовки спортсменов», обобщенная тема 2.1 «Построение процесса подготовки спортсменов в различных структурных образованиях», основная тема 2.1.3 «Повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации в спортивных играх».

 

Современные системы подготовки квалифицированных футболистов, особенности их учебно-тренировочной и соревновательной деятельности отражены в монографиях и диссертациях Г.А. Лисенчука [1,2], В. Пшибыльского [3], А.М. Зеленцова и соавт. [4,5]. Факторы, которые обеспечивают эффективность соревновательной деятельности квалифицированных футболистов и теоретико-методические аспекты управления соревновательной деятельностью в футболе изучены, изложены, обобщены и систематизированы в работах В.В. Головкова [6] и Тюленькова С.Ю. [7].

 

Технико-тактическая деятельность вратарей в футболе широко освещена в виде учебников и учебных пособий в работах В.В. Соломонко и соавт.  [8, С. 67-78], [9], [10, С. 42-53].

 

Различные аспекты подготовки вратарей в футболе детально рассмотрены и представлены в виде статей на страницах научно-практического журнала «Футбол-профи» [11], [12], [13], [14] и диссертациях [15], [16].

Психологические предпосылки к реализации потенциальных возможностей успешной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности вратарей в футболе изложены в работах [17, С. 217-248] и [18].

 

Данное исследование посвящено изучению, анализу и обобщению показателей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности вратарей в футболе с точки зрения многолетней подготовки квалифицированного резерва для команд мастеров.


Формулирование целей работы.

Целью данного исследования является определение ориентировочно-оптимальных показателей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности вратарей в футболе.

 

Методы исследования:

- методы получения ретроспективной информации: анализ и обобщение специальной научной и научно-методической литературы, статистических материалов комплексных научных групп, просмотр и анализ видеокассет учебно-тренировочных занятий и соревновательного процесса, обобщение педагогического опыта;

- методы сбора текущей информации: педагогические наблюдения, анализ и оценка параметров соревновательной деятельности футболистов - вратарей.


Результаты исследований.

Анализ соревновательной деятельности квалифицированных вратарей позволяет констатировать, что среднестатистический вратарь в современном футболе - участник последних мировых и Европейских чемпионатов, европейских кубковых турниров имеет следующие антропометрические параметры: рост – 188 - 192 см; вес – 83 - 87 кг; весоростовой индекс – 0,42 – 0,44. Вероятно, данные показатели роста, веса и весоростового индекса являются ориентировочно-оптимальными для успешной соревновательной деятельности квалифицированных вратарей в современном футболе.

Кроме этого, конституцию классных вратарей отличают, прежде всего, более длинные, относительно туловища, руки и ноги, часто увеличенные кисти рук. В осанке наблюдаются несколько поданные вперед плечи, что благоприятно для ловли мячей и выполнения различных приемов в падении. Если удлиненные конечности признак консервативный, и это можно фиксировать еще в детском возрасте, то положение плеч, слегка выдвинутых вперед, может являться как элементом природной осанки, так и результатом многолетней учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Большинство тренеров-практиков и работников комплексных научных групп выделяют несколько ярко выраженных личностных качеств, отличающих вратарей высокой квалификации в современном футболе.

Мотивация. Высокий уровень мотивации, выражающийся в дальнейшем в целеустремленности, позволяет вратарям в значительной степени реализовать свои способности в процессе соревновательной деятельности, раскрыть все свои способности. Нацеленность на достижение максимально высоких результатов проявляется в исключительно добросовестном отношении к своему «вратарскому делу», особенно при самостоятельной работе.

 

Трудолюбие. Раскрыться полностью такой талант может только через труд. Без него, даже при одаренности, наличии идеальных физических данных, нельзя стать вратарем высокого класса. Выдающиеся вратари – люди с огромным трудолюбием.

Решительность. Защищая ворота, вратарь не щадит ни себя, ни партнеров, ни игроков команды-соперника. Это связано с преодолением страха перед возможностью получения травмы и с агрессивностью в действиях. Вратарю важно «внушить» сопернику уважение к себе. Достичь этого можно разными путями. Одни вратари выражают свои эмоции грозным взглядом, свирепой мимикой, выкриками. Другие обладают огромной физической мощностью и безрассудной смелостью. Эти элементы психо-эмоционального воздействия призваны улучшать нервно-психическое состояние вратаря и футболистов своей команды, внушать неуверенность в действия соперников.

 

Психологическая устойчивость. Игра вратаря связана с высокой ответственностью и огромным психологическим напряжением. Поэтому, одним из важнейших качеств, является психологическая устойчивость, которая позволяет в значительной степени нивелировать давление сложной игровой ситуации. Обрести это состояние очень трудно, но еще труднее уметь не терять его ни при каких обстоятельствах.

 

На наш взгляд, подобными личностными качествами обладают в большей степени вратари с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Именно, данные личностные качества вратарей в значительной степени детерминируют успешность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в процессе многолетней подготовки в футболе. 

Таблица 1

Схема определения потенциальных возможностей юных футболистов[19]

 

Состояние показателей

Характеристика потенциальных

возможностей

1.

Высокий начальный уровень и высокие темпы прироста

Очень большие

2.

Высокий начальный уровень и средние темпы прироста

Большие

3.

Средний начальный уровень и высокие темпы прироста

Большие

4.

Высокий начальный уровень и низкие темпы прироста

Средние

5.

Средний начальный уровень и средние темпы прироста

Средние

6.

Низкий начальный уровень и высокие темпы прироста

Средние

7.

Средний начальный уровень и низкие темпы прироста

Низкие

8.

Низкий начальный уровень и средние темпы прироста

Низкие

9.

Низкий начальный уровень и низкие темпы прироста

Очень низкие

 

В таблице 1 приведены обобщенные показатели определения потенциальных возможностей юных футболистов в процессе многолетней спортивной тренировки с учетом дифференциации начального уровня подготовленности и динамики темпов прироста интегральной подготовленности.

                Таблица 2

Уровень влияния двигательных способностей  и морфо-функциональных показателей на результативность соревновательной деятельности  в футболе для игроков различной специализации [19]

 

Игровая специализация

Двигательные способности

Структура тела

Силовые

Выносливость

Скоростные

Координация

Гибкость

Вестибулярная устойчивость

Уровень влияния

Вратарь

3

3

1

2

3

3

3

Задний центральный защитник

2

3

3

3

2

2

2

Передний центральный защитник

2

3

3

3

2

2

3

Крайний защитник

2

2

3

3

3

2

2

Опорный полузащитник

3

3

3

2

3

2

3

Центральный полузащитник

1

2

3

2

3

2

2

Крайний полузащитник

1

2

3

3

3

2

2

Центральный нападающий

3

3

3

3

2

2

3

Крайний нападающий

2

2

3

3

3

2

2

Примечание: 0 – уровень влияния отсутствует; 1 – низкий уровень влияния; 2 – средний уровень влияния; 3 – значительный уровень влияния.

 

В таблице 2 приведены показатели детерминации двигательных способностей и морфо-функциональных показателей юных футболистов с результативностью соревновательной деятельности в зависимости от игровой специализации.

                Таблица 3

Индивидуальные особенности, являющиеся предпосылками к достижению высокого уровня спортивного  мастерства вратарей в футболе

пп

Характеристики

Коэффициент

наследственности

Консервативность

и степень возможности

развития

1.

Конституция:

- рост и длина конечностей

- вес

- строение ног

- строение мышц

 

0,7

 

0,5

0,7

0,8

 

Консервативны - (0)

 

Неконсервативен - (3)

Консервативно - (0)

Консервативно - (0)

2.

Гибкость

0,7-0,9

Неконсервативна - (3)

3.

Быстрота стартового движения

0,7

Консервативна - (1)

4.

Прыгучесть

0,6-0,7

Консервативна в средней

степени - (2)

5.

Темпы обучения ловле и отражения мячей

0,6-0,9

Консервативны - (2)

6.

Реакции предвосхищения:

- полета мяча

- момента и направления удара

- развития игровых ситуаций

 

0,6-0,9

0,6-0,9

 

0,6-0,9

 

Неконсервативны - (3)

Неконсервативны - (3)

 

Консервативны в средней

степени - (2)

7.

Субъективное прогнозирование

0,6-0,9

Консервативно - (1)

8.

Мотивация

0,6-0,9

Консервативна - (1)

9.

Трудолюбие

0,6-0,9

Консервативно - (1)

Примечание: (0) – возможность развития отсутствует; (1) – низкая степень возможности развития; (2) – средняя степень возможности развития; (3) – высокая степень возможности развития.

В таблице 3 приведены показатели, отражающие функциональные взаимосвязи между индивидуальными особенностями, характеризующими потенциальные возможности к успешной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности вратарей в футболе и возможностями их развития в процессе многолетней спортивной подготовки.  

Таблица 4

Организационно-хронологическая структура многолетней подготовки вратаря в футболе

 

Периоды

Этапы

Основные задачи подготовки

Возраст

1. Начальной подготовки

1.Определения предрасположенности и склонности к игре в воротах, освоение навыков

1. Повышение общей двигательной подготовленности.

2. Освоение навыков игры в футбол.

3. Развитие двигательных качеств.

до 10-11 лет

2. Роста спортивного мастерства

2. Обучения приемам игры и действиям в различных игровых ситуациях

1. Обучение базовым элементам техники игры вратаря.

2. Развитие скоростных возможностей.

3. Развитие способностей к совместному проявлению быстроты и точности.

до 14-15 лет

3. Становления мастерства

1. Тренировка специальной работоспособности.

2. Адаптация умений и навыков к взрослому футболу.

до 20-21 года

4.Совершенствования мастерства

1. Выполнение возможно большего объема специальной работы и игр.

до 27-30 лет

3.Поддержания спортивной формы

5. Сохранения достигнутого уровня мастерства

1. Поддержание физических кондиций.

после 30 лет

 

В таблице 4 приведена развернутая структура организации многолетней подготовки вратарей в футболе с учетом основных возрастных (хронологических) характеристик периодов, этапов и основных задач подготовки.

Таблица 5

Параметры модельных характеристик физического развития и физической подготовленности вратарей 9-18 лет [19, 20]

 

Просмотров: 11110
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.