КатегорияПсихология футбола Дата1-04-2010, 10:29


В футболе, как и в других командных видах спорта, разнообразие способов мышления не только возможно, но желательно и необходимо. В одном случае может оказаться полезным прямолинейное мышление, в другой ситуации игровая задача решается всего одним нестандартным ходом. В одном случае необходимо нелогическое решение ситуации и, естественно, способность к нему, в другом - главным становится способность к анализу и надежности выполнения. Оба вида мышления необходимы футболисту, но заметим, что в работе отчетливо проявляется доминирование одного из них. Здесь следует признать законность и существование на практике обеих форм мышления и использование обеих в игре и подготовке. Два отличных друг от друга способа рассуждений, но в то же время два разных подхода к проблеме подготовки.

Долгие годы обучения, как правило, приносят свои плоды - накапливаются знания и опыт. Заканчивается процесс накопления потенциала, и главным становится игра. Каковы же пути дальнейшего совершенствования футбольного образования? Самый быстрый путь к накоплению опыта - играть как можно чаще, увеличивая банк игровых ситуаций. Наверняка этот путь самый легкий, но эффективен ли он, вот в чем вопрос. Правильно анализируемый прошлый опыт даст больше информации, если мы процессу игрового мышления уделим больше внимания и использу ем его для будущего совершенствования. Зная общие процессы мышления, попытаемся хотя бы наметить пути развития. Необходимо рассмотреть мышление как навык, который можно улучшать и совершенствовать. Есть два вида мышления, кардинально отличающиеся друг от друга. Первый вид - логическое мышление, когда футболист знает свои обязанности и последовательно улучшает и расширяет их диапазон. На первых этапах обучения футбольное образование происходило путем внушения и представления двигательной и зрительной информации, на последующих этапах воздействие происходит путем логического рассуждения.
Футболист накапливает опыт решения задач, тем самым обеспечивая в будущем свою игру стабильностью и надежностью. В тренировках мы отчетливо видим, кто и как участвует в поиске еже минутных решений при ведении атакующих и оборонительных действий, кто прогрессирует как игрок. Второй вид - это вид мышления, обусловленный самой природой, характеризующийся индивидуальными особенностями мышления. На практике этот процесс мышления гораздо сложнее, чем простое следование логическим правилам. Зная общие особенности процесса мышления, необходимо представить перспективу его совершенствования в том и другом случае. Конечно, не все игроки могут генерировать идеи, способные помочь команде играть нестандартно, и видеть то, что многим не под силу. Этим, наверное, и отличаются звезды, которые видят дальше, понимают глубже, и через них тренер вносит в командную игру свои идеи и свою постановку игры. Таким образом, задачи на совершенствование мышления для игроков 1-го типа должны быть направлены на более качественное и логичное выполнение своих функций, и для эффективности процесса необходимы определенные ограничения, в пределах которых ведется поиск. Для игроков 2-го типа задачи совершенствования направлены на умение анализировать, видеть, решать и искать лучшее продолжение. Вопрос сложный и, конечно, актуальный, требующий тщательной отдельной проработки. Здесь, как и в большом футболе, есть своя тактика и стратегия мышления. Многие футболисты способны решать тактические задачи единоборств, выбора позиции и т. д., но увидеть всю стратегию игры дано не каждому.

В решении задач, как первой, так и второй, с целью их надежности должны быть установлены обязательные ограничения. Решение задач для 1-й группы - это блоки логических вариантов, рассчитанные на их постепенное освоение и совершенствование. Здесь должен быть накоплен необходимый запас готовых шаблонов, решений игровых ситуаций. Решение задач 2-й группы - это поиск решения за счет футбольной импровизации, неожиданных ходов, а также с ограничениями по времени и по скорости. Взаимосвязь здесь очевидна, нарушение техники происходит потому, что перестает работать голова, то есть мышление. (Нельзя излишне долго и медленно искать наилучшее решение, иначе тактически можно проиграть ситуацию и игру.) Если рассматривать этот вопрос через призму постановки командной игры, то со слабым противником успех зависит от лучшего умения анализировать, оценивать ситуацию, что мы умеем и должны делать лучше и быстрей. Логичсский подход - надежен и эффективен, но он лишен оригинальности, и с командами соответствующего уровня он срабатывает редко. 

Мы вкратце рассмотрели этот вопрос, чтобы показать всю его значимость и сложность. Практически все психологи утверждают, что интеллект и мышление развиваются только до 20-летнего возраста, и оно будет определять наше понимание и игровой тактический потенциал. Самые большие психологические изменения на этапе зрелости происходят после 17-18 лет, и именно в эти годы достигается высокий уровень мышления, скорости реакции, наивысшего восприятия игровой активности. Мышление юноши становится логичным, систематичным и более способным к анализированию ситуаций. Мышлению юноши свойственна проблемно-поисковая, исследовательская деятельность, и поэтому эти качества необходимо использовать в обучении и развитии игрока. Безусловно, приведенное выше деление является несколько условным, но, несомненно, это четко прослеживается на наших воспитанниках.

Придавая большое значение качеству игрового мышления, мы попытались хотя бы наметить пути и методы его совершенствования, потому что уровень развития и опыт в значительной мере определяют мастерство команды. У игроков, как и у команды, должен быть достаточный запас отдельных игровых решений, что определяет и создает командный стереотип мышления. И заметим еще, что случайный поиск решений тоже вполне пригоден и возможен в игре.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Скорость - это не только быстрота бега, это прежде всего быстрота ситуационного мышления, которое находится в прямой зависимости от технической подготовки, которая также тренируется. Без освоения скоростной техники, без умения контролировать мяч на большой скорости, без постоянного анализа игры - хороший футболист немыслим! Если исходить из непохожести команд по рисунку, по ведению игры, то одно остается незыблемым - мышление тренера формирует мышление команды. И вполне естественно - как работает тренер, так и играет его команда.

Стратегия мышления.


Безусловно, футболистов отличают друг от друга как профессиональные, так и человеческие качества. Но это сложное сооружение в образе футбольной команды должно быть как можно больше организованным. Поначалу знания и умения являлись неопределенными, а процесс обучения в большой степени был простым и механическим. Но футбольной команде требуется более полный комплект спортивных и психологических качеств, чтобы игра была организованна, прочна и надежно усвоена. Главное отличие наших успешных и неуспешных учеников (кроме природных данных) - это мышление, оно приводит к разным результатам в футболе. Футбольный интеллект - это способность футболиста анализировать и перерабатывать информацию, принимать решения в сложных игровых ситуациях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, кто научился мыслить на поле, в тренировках и в игре, тот и добивается успеха раньше. Мышление разных футболистов связано индивидуальным различием, и не существует, видимо, двух футболистов, которые бы видели и понимали футбол одинаково. Стратегически мыслящий футболист в основном осознает, что он должен и что может. Эти составляющие взаимосвязаны и находятся под неосознанным контролем игрока. Но, к сожалению, не каждый способен на такой анализ видения ситуации и логики игры.


Сталкиваясь с подобными закономерностями, тренер должен попробовать привести всех игроков к пониманию собственных целей о конечном результате. Когда становятся понятными всем игрокам цели и задачи, то самым главным остается подход и тренировочные средства. Но как объединить сильные стороны игроков и поставить их на службу команде и насколько разные футболисты отличаются в своих подходах к решению игровых ситуаций? Какова связь между способами мышления и игрой футболиста? Насколько они связаны и как развиваются различные стороны профессиональной деятельности с такими достаточно противоположными стилями мышления? Видимо, такая разнообразность мышления должна диктовать соответствующий подход в тренировочной деятельности игроков и команд. Недаром же талантливые игроки добиваются успеха при помощи решений, отличающихся от других. И совершенно не удивительно, что очень многие игроки добиваются признательности своим рационализмом и стабильностью. Для каждого вида мышления характерны сильные стороны, которые делают его предпочтительными в определенной ситуации. Эти сильные стороны следует признать, понять и использовать.


Конечно, истинное творчество - удел одаренных футболистов, но способности молодого футболиста пропорциональны его тренировочному времени. Эта тема настолько обширна, что заслуживает отдельного исследования. Существует вывод специалистов, что даже интуиция - это не врожденная, а приобретенная способность, которую необходимо выявлять и развивать. Можно сказать, что совершенствование происходит тогда, когда ты задаешь воспитаннику задачи, а он тренировочной работой пытается найти на них ответы. В отношении командной игры несложно предположить, что команда должна быть собрана из игроков, которые стремятся играть и решать задачи одинаково, которым присущ только определенный стиль мышления. Но команда с одинаковым пониманием игровых идей не соответствует реальной жизни. Все игроки разные. И стремиться необходимо только к общему тактическому замыслу ведения игры. Если стратегически рассматривать подготовку команды - это не что иное, как раскрытие потенциала игрока, его сильных качеств с помощью партнеров.


Каждый вид стратегии выбора имеет свои слабые и сильные стороны, каждый может быть полезен в той или иной ситуации, и путь, видимо, один: как расширить стратегию мышления для решения сложных игровых ситуаций. Более подробно стратегию мышления, психологию тренировки и игры мы рассмотрим в другом разделе.

Просмотров: 6855
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.