РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
Гибкость - важнейшее физическое качество, под которым понимаются морфологические свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений отдельных частей тела. Гибкость позволяет более ярко и экономно проявлять другие физические качества - силу, быстроту, выносливость и ловкость, а также овладевать наиболее совершенными двигательными навыками. Упражнения на гибкость незаменимы для правильного формирования скелета и всего опорно-двигательного аппарата школьников. В мини-футболе игрок, не обладающей достаточной гибкостью, неспособен с необходимой свободой выполнять технические приемы и чередовать напряжение с расслаблением. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность занимающихся достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость - это способность к достижению наибольшей амплитуды движений в суставах в результате приложения к движущейся части тела внешних сил (усилия партнера, какое-либо отягощение, спортивный снаряд и т.п.). Гибкость обоих видов специфична для каждого сустава. Так, футболист, обладающий высоким уровнем подвижности в плечевых суставах, не в состоянии обеспечить такого же уровня подвижности в коленных или голеностопных суставах. Следовательно, возникает необходимость разностороннего развития гибкости у школьников, занимающихся в секции мини-футбола, в т.ч. и направленного повышения уровня гибкости в суставах, наиболее значимых в этой игре. Таким образом, гибкость может быть общей и специальной. Общая гибкость - это подвижность во всех суставах тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.
Специальная гибкость - это значительная или даже предельная подвижность только в отдельных суставах, которые несут основную нагрузку. Средством для развития гибкости являются упражнения на растягивание. Такие упражнения рекомендуется выполнять пружинисто, сериями по 3-5 ритмических повторений, с постепенным увеличением амплитуды движений (упражнения с партнером, на гимнастических снарядах, с гимнастическими палками и т.п.). Общее количество повторений для каждой группы суставов должно постепенно возрастать. Предел в амплитуде движений легко ощущается занимающимися через возникновение болевых ощущений в растягиваемых мышцах, и особенно в области, где мышцы переходят в сухожилия. Первое болевое ощущение должно служить сигналом к прекращению упражнения. Благоприятным фактором для развития эластической упругости мышц и связок с помощью упражнений на растягивание могут служить предварительная разминка, применение массажа, упражнения на расслабление, теплый душ. Ведущим методом для достижения в таких упражнениях максимальной гибкости является повторный метод. Первоначально упражнения на гибкость рекомендуется выполнять ежедневно (утренняя гимнастика, индивидуальная тренировка). Когда необходимый уровень развития будет достигнут, объем упражнений на растягивание уменьшается. Хорошо развитая гибкость достаточно устойчива и может поддерживаться соответствующими упражнениями, которые рекомендуется включать в тренировочные занятия 2-3 раза в неделю с уменьшенной дозировкой. После занятий на гибкость следует обязательно выполнить упражнения на расслабление. Гибкость зависит от возраста и пола занимающихся. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам. После этого данное физическое качество имеет устойчивую тенденцию к снижению. Следует учитывать, что если в занятиях с юными футболистами после 13-14-летнего возраста игнорировать упражнения на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. В секции мини-футбола работу над развитием этого физического качества рекомендуется планировать с 7-летнего возраста. Необходимо иметь в виду, что во все возрастные периоды у девочек показатели гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков. Примерные упражнения на развитие гибкости 1. Ходьба выпадами с пружинистыми покачиваниями. 2. Понять руки вверх и выполнить движения в лучезапястных суставах вперед-назад. Вариант: то же, но с гантелями. 3. Вращательные движения руками с предельной амплитудой с отягощением и без него. 4. Из положения стоя в 1 м от стены выполнить «падение» вперед с отталкиванием от стены кистями. 5. Вращательные движения в коленных суставах. 6. Вращательные движения туловища в тазобедренном суставе. 7. Вращательные движения правой и левой ногой в тазобедренном суставе (нога сгибается в коленном суставе до 90°). 8. Наклоны к правой и левой ноге, зафиксированной на гимнастической стенке, скамейке и т.п. 9. Из положения сидя, ноги вместе, наклоняясь, коснуться головой коленей. 10. Лежа на спине, достать носками ног пол слева, справа от головы и за головой. 11. Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади, выполнить отведение в сторону правой (левой) ноги. 12. Из положения стоя на коленях перейти в сед на пятках. 13. Прыжки на месте с одной ноги на другую с активным отталкиванием стопами. 14. Упражнения в парах на сопротивление и растягивание. 15. Имитировать удар по мячу внутренней стороной стопы, выполняя быстрые движения на месте правой и левой ногой. 16. Имитировать жонглирование мячом внешней стороной стопы поочередно правой и левой ногой. 17. Имитировать жонглирование мячом внутренней стороной стопы поочередно правой и левой ногой. 18. Имитировать удар по мячу, летящему на уровне пояса. Движения выполняются правой и левой ногой.
Рациональной методикой развития гибкости у занимающихся в секции мини-футбола является система упражнений, получившая название стретчинг (от англ. «5гте1:спт§» - растягивание). Стретчинг широко применяется во многих видах спорта. Это комплекс упражнений и поз на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Упражнения, включаемые в такие комплексы, достаточно просты и могут выполняться с использованием инвентаря, без инвентаря, а также при помощи партнера. В стретчинге не используются высокоамплитудные маховые упражнения, любые быстрые и мощные движения при высокой степени растяжения и напряжения мышц, а также такие движения, которые могут механически повредить мышечно-связочные элементы опорно-двигательного аппарата. Суть стретчинга - в чередовании напряжения и расслабления максимально растянутых мышц или растягивании расслабленных мышц. Стретчингу последовательно подвергаются или все основные мышечные группы туловища и конечностей, или же только отдельные, что определяется задачами, решаемыми в данном тренировочном занятии. В занятиях со школьниками стретчинг следует применять лишь на разогретые мышцы: в подготовительной части занятия - для подготовки мышечного аппарата к выполнению основных упражнении, в основной части - для решения конкретных задач (например, силовых упражнений на определенную мышечную группу), в заключительной части - для релаксации. Стретчинг также может широко применяться как самостоятельное занятие и в разминке при подготовке школьников к матчу. Следует учитывать, что стретчинг не заменяет, а только дополняет комплексы общеразвивающих и специальных упражнений и может быть рекомендован только достаточно подготовленным учащимся. Стретчинг предполагает выполнение упражнений несколькими методами: - напряжение отдельных мышц или группы мышц с максимальной силой, направленной на предмет опоры, находящийся в статическом положении; - расслабление мышц в таких упражнениях выполняется в паузах отдыха протяженностью 2-3 с; - растягивание работающих мышц выполняется плавно с одинаковым напряжением до 20-30 с. Наибольший эффект от выполнения стретчинга достигается тогда, когда мышцы занимающихся растянуты до границы болевых ощущений. В то же время не рекомендуется добиваться от занимающихся выполнения упражнений при сильной боли на границе переносимости. Целесообразнее несколько увеличить время растянутого состояния мышцы.
Упражнения стретчинга вы можете посмотреть в специальной книге на сайте о Растяжке.
![]()
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
|