» » Физическая подготовка (Мини-футбол в школу)



 

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

 

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению или выполнять длительную игровую деятельность без снижения ее эффек­тивности в течение всего матча. Данное физическое качество - одно из важнейших для игроков, посвятивших себя мини-футболу. Выносливость определяется состоянием центральной нервной системы, особенно коры го­ловного мозга, и, конечно, подготовленностью сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. В то же время выносливость зависит и от уровня технико-тактической подготовленности занимающихся, умения выполнять двигатель­ные действия экономно, без лишних энергетических затрат. Мерилом выносливости является время, в течение которого игрок способен поддер­жать заданную интенсивность.

Чтобы правильно подойти к методике развития выносливости у школьни­ков, занимающихся в секции мини-футбола, в первую очередь рекомендуется принимать во внимание характер игровой деятельности в этом виде спорта, а также той нагрузки, которая приходится на долю игроков в матче.

Как известно, деятельность игрока в мини-футболе характеризуется, с одной стороны, кратковременной работой максимальной интенсивности до 3-8 с (рывки, ускорения, прыжки, единоборства и т.п.), а с другой - умерен­ной работой в отдельные периоды игры. При определении методов разви­тия выносливости у занимающихся в секции мини-футбола преподаватели должны различать два ее вида - общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - это способность выполнять различные виды ра­бот на уровне умеренной или малой интенсивности. Основными методами развития данного вида выносливости у школьников является равномер­ный и интервальный. Учитывая специфику мини-футбола, в занятиях со школьниками рекомендуется развивать как можно лучше дыхательные (аэробные) возможности организма (это требуется для того, чтобы в тече­ние всего матча выдержать высокий темп). Одновременно для выполнения неоднократных рывков необходимо хорошее развитие и анаэробных воз­можностей.

Для развития общей выносливости у юных футболистов рекомендуется использовать кросс с ходьбой, бег на средние и длинные дистанции, плава­ние, бег на лыжах, которые должны выполняться в относительно равномер­ном темпе. Приемлемы также и ациклические упражнения (круговая трени­ровка, спортивные и подвижные игры).

В качестве упражнений с большой интенсивностью для развития общей выносливости у юных футболистов можно рекомендовать повторное пробегание отрезков различной длины с заданной скоростью и с интервалами отдыха до 6 мин, а также многократное повторение общеразвивающих упражнений. В целом же оптимальной стратегией развития выносливости у школьников, занимающихся в секции мини-футбола, является использование в занятиях упражнений, задействующих все основные мышечные группы.

На занятиях с детьми младшего школьного возраста следует учитывать, что нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должна быть очень непродолжительной и чередоваться с достаточным отдыхом.

С возрастом способность к поддержанию усилий на постоянном уровне улучшается. Более того, в ходе систематических занятий спортом в организ­ме происходят изменения физиологического состояния, т.е. организм посте­пенно адаптируется к нагрузкам и состоянию утомления, а также приобре­тает способность быстро восстанавливать силы после физических нагрузок. Учитывая это, преподаватели должны периодически пересматривать дос­тупность таких нагрузок в сторону их усложнения, естественно, без ущерба для здоровья школьников.

На занятиях с учащимися среднего школьного возраста основным сред­ством развития общей выносливости является спокойный длительный бег. Его продолжительность постепенно увеличивается с 8-10 до 20 мин (при ЧСС 140-150 уд./мин). В дальнейшем можно использовать так называемый равномерно-переменный метод развития общей выносливости, для которо­го характерно деление нагрузки на несколько «порций», чередуемых с пас­сивным или активным отдыхом, что дает возможность использовать более интенсивные упражнения. Например, в процессе бега на 1000 м юные фут­болисты, пробежав первые 200 м в невысоком темпе, выполняют ускорение на 20-30 м и т.д. Ускоренные отрезки пробегаются с различной интенсив­ностью, что определяется целями и задачами данного цикла и, естественно, подготовленностью занимающихся.

Применяя в работе со школьниками, занимающимися в секции мини-футбола, данный метод, следует учитывать, что интенсивность выполнения упражнений должна быть такой, чтобы на завершающей стадии ЧСС дости­гала 160 уд./мин. Продолжительность выполнения упражнений определяет­ся в пределах 30-45 с, интервал отдыха - от 15 до 45 с. К концу паузы ЧСС должна снизиться до 120-140 уд./мин.

Отдых между выполнением упражнений должен быть пассивный, а число повторений рекомендуется подбирать таким образом, чтобы серии выполня­лись занимающимися при сравнительно устойчивом режиме.

В занятиях с девушками и юношами 16-17 лет для улучшения аэробных возможностей организма достаточно широко применяется интервальный ме­тод. При этом интенсивность выполнения упражнений не должна превышать 80% от максимальной (ЧСС - 90-170 уд./мин); их продолжительность - от 1 до 3 мин; интервал отдыха - от 30 до 90 с; число повторений - до 10. Если же упражнения выполняются сериями (по 5-6 повторений в каждой), то отдых между сериями должен достигать 6 мин, а число серий в одном заня­тии - от 2 до 6.

Специальная выносливость - это способность организма занимающихся к поддержанию заданного темпа в течение всего матча. Этот вид выносли­вости зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата и волевых качеств.

В специальной выносливости занимающихся мини-футболом следует осо­бо выделить скоростную выносливость, т.е. способность игроков выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении все­го матча, а также игровую выносливость, т.е. способность игроков вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических при­емов.

Для развития скоростной выносливости рекомендуется использовать уп­ражнения на быстроту, выполняемые многократно (рывки, ускорения; много­кратно повторяемые сочетания из рывков, остановок, ускорений, поворотов, прыжков; имитационные и основные упражнения по технике игры). Интер­вальный метод является основным для развития скоростной выносливости.

Основным критерием такого развития является время, в течение которо­го в занятиях поддерживаются заданная скорость или темпы движений. Дозировка физической нагрузки при этом должна иметь следующие пара­метры: продолжительность одного повторения - 20-30 с, интенсивность максимальная, интервал отдыха между повторениями - 1-3 мин, количе­ство повторений - 4-8.

Для развития игровой выносливости у юных футболистов рекомендует­ся использовать разнообразные методические приемы, рациональность ко­торых доказана спортивной практикой (продление времени учебных игр сверх обычного на 5-10 мин, введение в игру новых или отдохнувших против­ников, учебные игры с уменьшенными составами, использование в процессе учебных игр упражнений различного тренирующего воздействия).

Высокий темп, характерный для мини-футбола, требует от преподавате­лей, ведущих занятия с юными футболистами, развития способности много­кратно входить в игру, полностью выкладываться в определенные проме­жутки времени, преодолевая в ходе матча значительное утомление от повторяющихся нагрузок высокой интенсивности.

В целях подготовки организма занимающихся к выполнению такого игро­вого режима рекомендуется широко использовать интервальный метод трени­ровки. Например, в учебных играх высокой интенсивности с увеличением игрового времени можно планировать перерывы до 5 мин для отдыха или выполнения какого-либо технического приема. После каждого такого переры­ва игрокам дается задание действовать с максимальной активностью и интен­сивностью. Или же, вместо обычных 3-4 мин игрового времени, как прави­ло, проводимого игроками в своей смене в календарных матчах, в учебных играх рекомендуется использовать 5-7-минутные отрезки и т.п.

В работе с юными вратарями рекомендуется также уделять внимание развитию так называемой прыжковой выносливости, т.е. способности мно­гократно повторять прыжки за мячом в высоту, в стороны, вперед, в том числе в условиях единоборства с соперниками. Характер и общий объем нагрузки при выполнении упражнений, направленных на развитие вынос­ливости, определяются с учетом возраста, пола и физической подготовлен­ности занимающихся.

 

 

Примерные упражнения на развитие выносливости

1.  Бег умеренной интенсивности с ходьбой на средние дистанции, а также кросс по пересеченной местности с подъемами и спусками.

2.  Длительный бег по периметру игрового поля: по боковым линиям приставными шагами, по линиям ворот спиной и лицом вперед.

3.  Бег по игровому полю следующим образом: по боковой линии - бег в среднем темпе, по диагонали - рывок на 10-15 м с переходом на медлен­ный бег, по линии ворот - бег спиной вперед и т.д.

4. Бег по периметру игрового поля с рывками по звуковому сигналу в течение 3-5 с.

5.  Бег с препятствиями. Стартуя, занимающиеся через 5 м возвращают­ся спиной вперед на линию старта, вновь набирают скорость, змейкой обега­ют 4 стойки, расположенные в 2-х м друг от друга, перепрыгивают через 4 барьера, расположенные в 3-х м друг от друга, и приставными шагами воз­вращаются к линии старта.

6.  Бег прыжками 15 м, поворот направо на 90° - семенящий бег 15 м, поворот налево на 90° - бег с высоким подниманием бедер 15 м, поворот налево на 90° с рывком к месту старта.

7.  Игровое упражнение на удержание мяча 5x3 по всему игровому полю.

8.  Игровое упражнение 4x4 по всему игровому полю с персональной опекой соперников, владеющих мячом.

9. Игровое упражнение 4x2 на одной половине игрового поля. Владею­щие мячом могут выполнять не более двух касаний.

10. Передачи мяча низом, верхом в парах на расстоянии 8-12 м в тече­ние 5-6 мин. Вариант: то же, но после каждой передачи - прыжок вверх с махом руками.

 

Просмотров: 26664
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.