Подробное рассмотрение каждого возрастного этапа позволило нам увидеть некоторые закономерности становления мастерства игрока. В этой статье хотелось рассмотреть психологические условия формирования футбольного мышления и, главное, раскрыть динамику повышения мастерства. Любой процесс обучения преследует две основные цели и задачи. С одной стороны, мы даем нашему ученику техническую основу, с другой стороны - мы учим его пониманию и мышлению в игре.
На протяжении шести лет обучения мы отмечаем качественный рост практического и теоретического футбольного образования, но психологическая подготовка молодого футболиста и профессионального игрока предполагает более полный комплект игровых качеств. Мы не будем рассматривать все особенности игрового мышления, но отметим, что это необходимый ежедневный педагогический процесс, который решается тренировочными упражнениями. С одной стороны - обучить и воспитать, с другой - это надежная постановка командной игры и сама игра.
В статье «Мышление» мы достаточно полно рассмотрели этот педагогический процесс и пути его развития. Здесь же хотелось затронуть некоторые психологические моменты процесса при решении технико-тактических задач.
Тактическое мышление - это скорость принятия решений, это синхронность принятия решений группой игроков, это оценка игровых ситуаций и предугадывание развития момента. А ежедневная работа над реальными ситуациями способствует постоянному росту и созреванию футбольного интеллекта. Только постоянные решения задач моделируют особенности мышления игроков, которое развивается в процессе игровой деятельности.
В работе с молодыми футболистами, когда показ конкретизирован, а мышление предметно, мы подбирали целенаправленные упражнения, соответствующие уровню обучающихся. Если сравнить мышление детей 12-13 лет, то заметим, что им недоступно решение игровых задач в нескольких вариантах, поэтому тактическая подготовка должна носить более конкретный характер. В группах совершенствования игроки стремятся к анализу, к мобилизации физических и моральных сил, где необходим достаточный запас ребят, здесь требуется принципиально другой подход в подготовке. Опять посмотрим на другие спортивные игры. Во-первых, все они проходят в относительно постоянных условиях, во-вторых, там просматривается заданностъ и предопределенность конкретных действий. В футболе эти факторы отсутствуют, что в принципе меняет взгляд на подготовку.
В отличие от предыдущих годов обучения, главной целью подготовки становится выработка групповых и командных принципов развития мышления. Необходимо уточнить, что тактическая подготовка детей и подростков происходит постоянно и ежедневно, но целенаправленно, с четко поставленными задачами она начинается в группе совершенствования. На этом этапе именно мышление станет центральной стратегией достижения успеха. Футбол становится все более быстрее и сложнее. И только в творчестве и развитии игровых идей мы найдем верный путь к росту игрока. Вначале необходимо привести в соответствие с групповыми принципами игровые установки самих футболистов, потому что каждый их них играет согласно своему пониманию игры. Далее - определить командное мышление, то есть попытаться привести всех игроков к общему пониманию цели игры: как они представляют себе цели и задачи командной игры, какие имеются расхождения в их реализации. И естественно, что это необходимо закрепить на фоне утомления, оставляя при этом ясное тактическое мышление.
Футбол - игра со сложными координационными двигательными приемами, где необходима соревновательная надежность и стабильность. Без этого невозможно исполнительское мастерство и скоростной темп мышления. Скорость плюс скорость - такова тенденция развития современного футбола. Скоростная выносливость футболиста должна быть выше необходимой соревновательной, таким образом, игрок будет более надежен в сложных игровых условиях и ситуациях. Если же игрок не в состоянии проделать достаточно огромный объем функциональной подготовки, то вся наша работа теряет смысл. Работа над тактикой возможна лишь при активном участии всех игроков. И именно в период совершенствования мы имеем наилучшие возможности для развития этих качеств.
Мы уже говорили о том, насколько важно иметь представление о подборе подготовительных упражнений при решении задач. Чтобы увидеть динамику развития процесса мышления, возьмем, к примеру, игру с ограниченным количеством касаний. Она отчетливо характеризует нынешний футбол: скорость ведения игры, видение поля, уровень скоростной техники и т. д. И самое главное, там тренируется рациональная футбольная техника - качество, необходимое при переходе на уровень мастерства. Это ли не базовая игра, на которой далее формируются все варианты усиления игры? На этом упражнении можно добиваться и формировать автоматизацию игровых технико-тактических действий. В тренировочных игровых условиях необходимо многие технические действия в игре (обработка мяча, передача, обманное движение и т. д.) привести из сознательного применения к подсознательному исполнению.
Здесь еще раз отметим, как прослеживается динамика развития навыка. Вначале мы добивались автоматизации выполнения приема, далее вводи ли сбивающие факторы и усложняли прием, а сейчас необходимо эти приемы адаптировать к игре, добиваясь автоматического выполнения в игровых условиях. Уточним, что это будет управляемая двухсторонняя игра, где происходит реализация технических навыков и психической подготовленности в игровых ситуациях.
Для повышения эффективности протекания подготовительного процесса нужно обеспечить поступление как можно большего количества информации. Постоянно меняющиеся задачи и их условия выполнения открывают неограниченные возможности выбора решений. То есть происходит стадия инкубации, или вынашивания, игровых решений, где материал обрабатывается на подсознательном уровне. А многообразие выполнения технико-тактических действий определяет мастерство и обеспечивает надежность в игре. Мы опять же приходим к необходимости поиска системы процессов обучения, обеспечивающей решение игровых задач. Постановка игры - это динамический процесс, который, как правило, не сопровождается какими-либо отчетливыми показателями. Здесь с полной уверенностью мы можем согласиться с утверждением: «Результат любой стратегии есть следствие одновременного действия факторов непосредственно не наблюдаемых».
В данной статье мне важно было показать динамику развития процесса совершенствования, а не конкретные примеры. Любая конкретная информация без обретенного опыта неконкретна. Она может отлично подойти одному тренеру, одной команде, а другой ею даже не воспользуется. В любом случае все советы будут бесполезны, если вы их не проверите и не скорректируете на практике. Учитывая важность и актуальность темы, хотелось бы подробно проследить и рассказать о принципах подбора упражнений и коснуться практических советов построения занятий. Однако это достаточно обширная тема, которая будет, видимо, рассмотрена в другом разделе.